Назначение рельсов и требования к ним
Назначением рельсов является направление колес подвижного состава, непосредственное восприятие, упругая переработка нагрузки от колес и ее передача на подрельсовое основание. На участке с электрической тягой и автоблокировкой рельсы, кроме всего, должны быть проводниками электрического тока.
Рельсы за историю железных дорог прошли долгую эволюцию, превратились из чугунных в железные и, наконец, стальные. Также претерпевала изменения форма рельсов: они были уголковыми, грибовидными, двухголовыми, широкоподошвенными. В мировой сети железных дорог настоящее время повсеместно применяют широкоподошвенные рельсы.
Рельсы должны иметь достаточный момент инерции и момент сопротивления, чтобы возникающее в них напряжение изгиба и кручения не превышало допустимого значения, то есть, быть прочными и долговечными (у рельсовой стали должна быть высокая твердость, износостойкость и вязко-высокая контактно-усталостная выносливость).
В тесной взаимосвязи между собой находится масса рельса с его очертанием (профилем), качеством рельсовой стали и особенностями изготовления, также важна нагрузка колесных пар подвижных составов на рельсы, скорости движения и грузонапряженность.
Поверхность катания головок рельсов обладает выпуклым криволинейным очертанием для центральной передачи нагрузки от колес. Боковые грани головки рельса выполняются с уклоном один к двадцати.
Дата публикации 24.08.2012, 20:45