Оригинал
28 April 1997
Пять Мифов Новой Среды
Eric S. Raymond <esr@snark.thyrsus.com>.
Перевод В.А.Костромина.
Марк Твен сказал однажды "Вам навредит не то, о чем вы не знаете, а
то, о чем вы думаете, что знаете, а на самом деле не знаете". Взрыв Internet
породил несколько весьма популярных мифов. В этой статье мы рассмотрим
те из них, которые составляют, кажется, пятерку наиболее распространенных.
1. Рост Internet определяется ее использованием в бизнесе.
Не верьте этому. Использование Internet в бизнесе конечно важно, но ведущим
всегда оставалось и остается применение Сети в целях общения и самовыражения.
На каждых двух корпоративных пользователей, обменивающихся деловой информацией,
найдется десять, использующих Интернет для переписки по электронной почте,
и двадцать, проводящих время на форумах Usenet или в IRC. Примерно таким
же является и соотношение корпоративных и персональных web-страниц.
Эти соотношения хорошо известны каждому провайдеру Интернет и составляют
основу их расценок; плата в размере $19.95/месяц за круглосуточный неограниченный
доступ (в США) не была бы экономически оправдана, если бы большинство заказчиков
не составляли обыкновенные индивидуальные пользователи.
Второй важный фактор - это постоянные обитатели Internet. Многие люди
не подозревают, что стандарты, определяющие Internet, и масса программного
обеспечения, реализующего эти стандарты, поддерживаются добровольцами.
Эти люди, Inetrnet-хакеры, имеют свои собственные представления относительно
того, в какую сторону (в техническом смысле) должен развиваться Internet.
Хотя большинство из них не настроены враждебно к коммерческому использованию
Internet, эти люди не намерены позволять корпоративной Америке управлять
будущим Сети.
Эти факты имеют определяющее значение для развития Сети. Сеть - это
не бесформенная пустота, ожидающая того, что энергичные предприниматели
превратят ее в киберпространственный торговый центр . Она уже имеет многочисленное
население (включающее как постоянных жителей, так и случайных гостей),
имеющее свои занятия, привычки и историю. Мир бизнеса понимает, что ему
придется приспособиться к этому, и обходных путей нет.
2. Internet - это будущее массовых развлечений и служб новостей.
Из всех мифов, окружающих Internet, этот является с одной стороны наиболее
распространенным, а с другой - просто вызывающим усмешку. Существует определенный
круг высокопоставленных лиц, имеющих отношение к средствам массовой информации,
которые считают, что Internet - только средство массовой информации, обладающее
некоторыми возможностями обратной связи, преемник кабельного телевидения,
более сильный опиум для любителей полежать на диване.
Каждый год, начиная с 1985, это заблуждение порождало новые грандиозные
консорциумы в области средств массовой информации, стремящиеся превратить
Internet в набор платных TV-каналов. Или в рынок сбыта подконтрольных новостей
в стиле CNN (MS-NBC - самый последний пример подобного подхода).
Беда лишь в том, что нет покупателей. Каждая попытка выйти на рынок
с "видео по требованию" терпела крах. Операции по передаче новостей по
Сети завершались провалами. Предполагаемые потребители этих услуг просто
никогда не находили ничего такого, чего они не могли получить из традиционных
источников - местного видео-магазина, музыкальных CD, журналов новостей.
3. Проблема технической грамотности может быть решена отдельно от других
проблем общества.
Есть много людей, у которых вызывает тревогу "технологический разрыв" --
то, что расширение Internet увеличивает разницу между образованными белыми
и азиатскими богачами с одной стороны, и отсталыми черными и испанскими
неимущими с другой. Отсюда обычно следует требование о выделении специальных
правительственных инвестиций для предоставления доступа в Интернет тем,
кто находится в невыгодном положении.
Изьян в логике этих выводов состоит в том, что "технологический разрыв"
является следствием, а не причиной. Если мы сможем решить более значительную
проблему, которая состоит в полном развале образования и гражданского общества
в наших городах, то специфичная проблема технологической неграмотности
тоже будет решена. Если мы не сможем, то те самые люди, которые не хотят
затруднять себя использованием Интернет, вероятно вообще не захотят иметь
мозгов и достигнут этого независимо от существования Internet.
Участники общественной кампании по ликвидации "технологического разрыва"
действуют искренне и имеют хорошие намерения, но реализация их планов принесет
больше вреда, чем пользы. Месячная плата за доступ Internet теперь меньше,
чем стоимость обеда в ресторане средней руки; не имеет никакого смысла
запускать бюрократическую машину, поднимать налоги и издавать еще
одну тонну правил для того, чтобы попытаться обеспечить доступ в Internet
для бедных. Не стоит всего этого делать, потому что реальные проблемы -
это социальное обеспечение, находящееся в запущенном состоянии, школы,
которые не учат, наркомания и всепроникающий криминал.
Фактически, большинство постоянных обитателей Internet откровенно пугает
мысль о том, что Internet будет поставлен в один ряд с бесплатным народным
образованием и социальным обеспечением. И они правы!. Если бы эти люди
осуществляли тот "хороший менеджмент", который рекомендован для наших бесплатных
средних школ, они уничтожили бы сетевую инфраструктуру и все мы вскоре
пришли бы к целомудренному равенству бумажных чашек и одинаковых шнурков.
4. На издании электронных журналов можно делать деньги.
Предположим, что можно - хотя никто еще не сделал, и вовсе не потому, что
никто и не пытался. С тех пор, как существующие сетевые каналы сделали
издание электронных журналов возможным, Internet-журнал - не та несбыточная
мечта, какой была идея "видео по требованию". Но остается фактом, что попытки
вроде
Slate не приносят достаточного дохода даже для оплаты сколь-нибудь
приличной доли эксплуатационных расходов, не говоря уже о погашении начальных
затрат.
И нет никаких причин верить в то, что в ближайшем будущем что-то изменится.
Жестокая правда заключается в том, что Web-журналы, требующие от Вас напряженного
сидения за компьютером, не могут заменить удовольствия от перелистывания
обычного журнала лежа на диване. Это не так удобно, графика и шрифты беднее,
и Вы не можете взять Web-журнал с собой (по крайней мере если не считать
нелепо дорогой и хрупкой комбинации лэптопа и радио-модема).
5. Бумага скоро уйдет в историю.
Миф об электронных журналах часто рассматривается как следствие мифа о
том, что бумага скоро станет историей; средства массовой информации, использующие
бумажные носители, устремляются в сеть, потому что они боятся этого мифического
надвигающегося устаревания. Но из-за знакомства с технологическими достижениями
люди склонны недооценивать некоторые вещи, которые бумага может делать
лучше.
Можно спорить на что угодно, что бумага не выйдет из употребления до
тех пор, пока не будут созданы компьютеры или сетевые терминалы такие же
недорогие, легкие, надежные в эксплуатации, и с такой же высокой разрешающей
способностью дисплея, какую обеспечивает печать на бумаге. А нам еще предстоит
проделать очень долгий путь развития технологии для достижения этого.
Может показаться, будто я утверждаю, что Internet вообще не годится
для всего того, что могут делать традиционные средства информации. Это
не правда; скорее, я утверждаю, что Internet (подобно другим средствам)
имеет естественную экологическую / экономическую нишу, которую он заполняет
лучше, чем его конкуренты; что эта самая ниша отличается от ниши
любого из его конкурентов. Никому не принесут пользы попытки втиснуть Internet
в Прокрустово ложе одной из старых форм, так же как и утверждения о том,
что Интернет неизбежно поглотит любую из них.
Если вспомнить историю, то все революционные изобретения в сфере носителей,
начиная с Промышленной революции, только дополняли старые средства, но
не вытесняли их. Телефон не уничтожил почтовую службу, и телевидение не
сумело уничтожить ни радио, ни кино; и ни один из этих носителей, несмотря
на предсказания, не задушил печатаное слово. С учетом этого кажется просто
глупым предсказывать апокалипсис всем традиционным средствам информации,
причиной которого будет Интернет.
Лучший способ избавления от мифов состоит в том, чтобы рассмотреть каналы
передачи информации, изобретенные непосредственно в рамках Интернет или
для Интернет. Электронная почта; новости Usenet; Internet Relay Chat; персональные
страницы во Всемирной паутине. Это - вещи, которые реально используются
людьми и оплачиваются заказчиками. Может быть это и не очень приятно для
тех, кто верит мифам новой среды, но это - будущее.