ИГРЫ ПОД LINUX
Yuri N. Looshnya
Вряд ли пользователям,
которые работают под Linux доставляет удовольствие всегда РАБОТАТЬ. Правильно.
В жизни всегда должно быть место для игры (тем более для такой, как Unreal
Tournament). Вот и мне пришла в голову такая мысль - ПОИГРАТЬ.
Но что делать, если нет Windows? Вопрос вполне понятен. Все привыкли,
что в игрушки (если это не tetris или ches'ы) поиграть можно только
если у вас есть "творение Microsoft". А вот и нет!!! Поиграть можно и
под Linux. Причем, для этого не потребуется какого-то экзотического,
до сих пор не виданного оборудования.
Для многих еще остается загадкой
даже то, что в Linux можно выполнять такие же стандартные функции
(с которыми вы сталкиваетесь буквально каждый день) как и в Windows. А если
речь заходит о таких гэймовых монстрах как Quake3 или Unreal Tournament,
то у пользователей отнимается дар речи или возникает всего лишь один вопрос:
"Неужели в такие игры можно играть и под Linux OS?". ДА, можно! И не только
в эти. Попробуйте зайти на любой поисковик
(aport.ru, например) и набрать
в строке поиска "Linux game". Вы получите кучу ссылок на конкретные игры
конкретных производителей именно под Linux OS.
Итак, в этой статье, которая складывается из двух частей, я попробую
убедить вас в том, что в Linux тоже (а не только в Windows)
можно "порвать друг друга на куски" в такой super гэйме как
Unreal Tournament. Кроме этого, кратко опишу, как я устанавливал
драйвера к своей видеокарте (ведь без крутой графической платы
в "сегодняшние" игры можно не соваться).
Специально для этого, я брал напрокат GeForce II от NVIDIA, так как
VooDoo-карты имеют свойства не всегда и не везде работать (это мое
субъективное мнение - его можно не разделять и по ЭТОМУ поводу письма
мне писать не стоит).
ЧАСТЬ 1. Инсталляция NVIDIA драйверов в Mandrake
Нижеперечисленные "шаманства" работали/работают в
Mandrake 7.0.
Не уверен, что данная статья поможет вам установить
NVIDIA-драйвера на другие дистрибутивы Linux,
но основную концепцию, думаю, вы сможете понять.
Итак, для начала рекомендую вам заглянуть на
ftp://ftp.xfree86.org/pub/XFree86/4.0.1/binaries/Linux-ix86-glibc21/
для обновления ваших Иксов. Если вы хотите обновить 4.01-Иксы другим
способом, то могу подсказать один: загрузите
Xinstall.sh и извлеките
из нее файлы:
Xinstall.sh
extract
Xbin.tgz
Xlib.tgz
Xman.tgz
Xdoc.tgz
Xfnts.tgz
Xfenc.tgz
Xetc.tgz
Xvar.tgz
Xxserv.tgz
Xmod.tgz
Также не проходите мимо
NVIDIA-драйверов.
Желательно загружать
НЕ-RPM-файлы:
NVIDIA_kernel-0.9.tar.gz
NVIDIA_GLX-0.9.tar.gz
Выйдите из Иксов (если вы еще там) и насладитесь работой в консоли.
С директории, в которую вы загрузили
XFree86 4.0-файлы наберите:
sh Xinstall.sh
Эта строка запустит инсталляцию. Отвечая на задаваемые вопросы,
лучше используйте ответы по умолчанию (т.е. те, которые предлагает
умная программа инсталляции). Рекомендую вам это только потому,
что я сразу попробовал второй путь (ну, я же expert user :)
и получил, впоследствии перезаписи поверх файлов,
НЕ-ОЧЕНЬ-РАБОТОСПОСОБНУЮ_СИСТЕМУ.
После того, как программа инсталляции закончит мучать вас своими
вопросами и закончит инсталляцию, запустите
xf86config и
установите вашу видеокарту, монитор и т.д. Мне пришлось выбрать
видюху #412, так как моего
GeForce (GeForce II) и в помине не было
в списке поддерживаемого оборудования.
Теперь переходим к более серьезным упражнениям -
упражнениям с
kernel'ом. Перейдите в директорию, где хранятся
загруженные вами NVIDIA-драйвера и наберите:
gunzip NVIDIA_kernel-0.9.tar.gz
tar -xvf NVIDIA_kernel-0.9.tar
Появилась новая директория
NVIDIA_kernel-0.9.
Теперь скомпилируем ядро для поддержки драйвера:
make
SYSINCLUDE=/usr/src/linux/include
Компиляция, естественно, должна завершиться без
error'ов.
Иначе проверьте правописание/заглавные буквы в консоли или почитайте
KERNEL-HOWTO.
Вышеприведенный пример установит драйвер для kernel'а.
А мы перейдем к директории,
в которую вы загрузили
NVIDIA_GLX и наберем:
gunzip NVIDIA_GLX-0.9.tar.gz
tar -xvf NVIDIA_GLX-0.9.tar
Появилась еще одна директория -
NVIDIA_GLX-0.9
Дальше, избавимся от некоторых ненужных
Mesa-элементов:
cd /usr/X11R6/lib/modules/extensions
mv libGLcore.a libGLcore.a.mesa
mv libglx.a libglx.a.mesa
cd /usr/X11R6/lib
mv libGL.so libGL.so.mesa
mv libGL.so.1 libGL.so.1.mesa
mv libGL.so.1.0 libGL.so.1.0.mesa
mv libGL.so.1.2 libGL.so.1.2.mesa
mv libGL.so.1.2.0 libGL.so.1.2.0.mesa
И, наконец, переходим к, непосредственно, установке
GLX.
Для этого изменяем директорию, в которой вы сейчас находитесь
на
NVIDIA_GLX-0.9 и набираем
make. Вряд ли у вас появятся
какие-нибудь ошибки
(у меня, по крайней мере, не было).
Ну а если и появятся, то только специфические.
Здесь не избежать чтения документации, которой
в Linux не так уж и мало.
Ну и на десерт отредактируем
XF86Config-файл
(mcedit /etc/X11/XF86Config - здесь mcedit можно не использовать
если вам этот редактор не нравится или если вы
будете использовать какой-нибудь другой).
Снимите знак "#" со строк, которые начинаются с
"load "glx""
и измените название драйвера с "nv" на "nvidia".
Все эти изменения производятся для работоспособности новых драйверов.
Сохраняем файл и выходит из
mc (F2 ENTER F10 - ВНИМАНИЕ!
только для mc).
Теперь не мешало бы перезагрузиться (это не обязательно,
но уверяю вас, ваши игрушки "побегут быстрее".
По крайней мере, у меня UT и Q3 растормозились только после перезагрузки).
ЧАСТЬ 2. Установка Unreal Tournament
Требования:
Программное обеспечение
[что нужно иметь]:
Unreal Tournament CD для Windows
Linux Unreal Tournament ver. 400a или 402b
Glibc
Учетную запись пользователя на машине, куда будет установлена игра
XFree86 3.3.2 или выше
libxml и libglade
Поддержку в ядре Joilet ISO9660
Аппаратные требования
[что иметь необходимо]:
500 MB свободного места на жестком диске
Звук в /dev/dsp
64 MB RAM
Поддержка мыши
Для начала вам необходимо иметь последние бинарники
linuxUT.
Текущая версия 402b, однако, для начала разберемся с
400а-версией.
Данная версия идет с инсталлятором, разработанным
Loki.
Эту версию тоже можно использовать (если она удовлетворяет
ваши потребности в UT-области), но я рекомендую вам сделать
апгрейд до 402b-версии (об этом мы поговорим чуть ниже),
так как 400а-версия имеет некоторые дефекты.
Первым шагом будет создание директорий,
необходимых для инсталляции. Их можно создать там, где вам
заблагорассудиться. Персонально, я поместил UT в
/usr/local/games/unreal_tournament.
Как только вы решите, где будет располагаться гэйма и
создадите соответствующую директорию, запускайте
X11.
Смонтируйте ваш CD-ROM (содержащий UT):
mount /dev/hdc /mnt/cdrom
(обратите внимание, что ваш CD может быть устройством и не hdc.
В таком случае просто поменяйте название устройства)
Дальше с помощью любого файл-менеджера откройте
/mnt/cdrom с одной стороны и ту директорию,
в которую вы хотите установить игру (директорию, которую вы создали
минуту назад) - с другой. Выберите содержимое CD-ROM'а и скопируйте
в эту директорию. В принципе, чтобы не терять времени пока идет
копирование, вы можете переключиться в консольный
режим
(Alt + F1, F2, F3...) и немного подкорректировать
XF86Config-файл.
Для этого откройте его любым текстовым редактором
[/etc/X11/XF86Config] и перейдите к секции
[pointers]:
SampleRate 100
Resolution 300
Это поможет сделать вам
smooth вашей мыши.
Также, если вы имеет мышь с колесиком, тогда в этой же
секции добавьте строку:
ZAxisMapping 4 5
После окончания копирования зайдите в
ut_installation_direcrory/System/User.ini-файл,
найдите строки
MouseX=Axis и
MouseY=Axis и измените их:
MouseX=Axis aMouseX Speed=20.0
MouseY=Axis aMouseY Speed=20.0
Также, не мешало бы выставить чувствительность мыши:
MouseSensitivity=5.000000
MouseSmoothThreshold=0.100000
В 400а-версии была добавлена
DGA-поддержка для мыши.
Откройте
ut_installation_directory/System/UnrealTournament.ini
и посмотрите, есть ли у вас поддержка DGA. Если нет, то добавьте ее
(обратите внимание, что DGA работате не корректно с Иксами версии 3.3.3,
поэтому рекомендую вам обновить ваше версию Иксов,
чтобы воспользоваться преимуществом DGA-поддержки):
DGAMouseEnabled=True
Теперь можно удалить все то, что вам не нужно
(типа autorun.ini и т.д.).
Если вы скопировали все файлы с CD как
root, то они,
соответственно будут принадлежать root'у.
Если вы будете носиться в UT как root (НЕ РЕКОМЕНДУЮ),
то данный вариант приемлемый для вас.
Но если эта игра соблазняет не только вас, но и других пользователей,
тогда вам придется установить соответствующие права на
скопированные файлы. Для этого зайдите в директорию с UT-файлами
[/usr/local/games, например] и наберите в консоли:
chown -R serg.users unreal_tournament/
В данном случае serg - пользователь,
который тоже не прочь поноситься в UT.
Можно сделать много чего другого с помощь команды
chown
(подробнее
man chown).
Теперь войдите в директорию
ut_installation_direcory/System/
и наберите:
./UnrealTournament
Появится логотип UT на вашем рабочем столе и через некоторое время
вы будете иметь возможность "полетать за intro-видюшкой UT".
Обновление UT до 402b-версии
Для этого вам понадобиться патч
XDelta версии 1.1.1.
Исходник можно взять по этому адресу:
www.xcf.berkeley.edu/~jmacd/xdelta.html.
После посещения этого адреса и скачивания патча,
вас ожидает "стандартная консольная комбинация":
./configure
make
make install
Ваши старания пойдут насмарку, если у вас нет
glib-devel-1.2.5 или выше, а также zlib 1.1.1 или выше.
Если это все у вас есть, тогда извлеките 402b-патч
и переместите его в
Patch/-директорию по адресу
/usr/local/games/unreal_tournament/
Замонтируйте UT CD-ROM и перейдите в
/usr/local/games/unreal_tournament/Patch.
Запустите
./install_patch
Если все заработало нормально, и скрипт смог найти
xdelta -
ваш UT пропатчен до 402b-версии. Наслаждайтесь игрой.
ВНИМАНИЕ! Некоторая информация взята с сайта
www.linuxnewbie.org